QR-код адреса статьи


Этот таинственный Калий

В муниципальном бюджетном учреждении культуры "Ханымейский историко-краеведческий музей" прошло мероприятие по Окружной акции «Региональный музейный марафон «Музейная таблица Менделеева».

Почти в каждой химической лаборатории на нас со стен смотрит периодическая таблица химических элементов. Ее создание, ставят в заслугу русскому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву, который в 1869 году выписал известные элементы на карточки, а затем расположил их по столбцам и строкам в соответствии с их химическими и физическими свойствами. В ознаменование 150-летия этого поворотного момента в науке ООН провозгласила 2019 год Международным годом периодической таблицы химических элементов.

Легенда гласит, что Менделеев задумал и создал свою таблицу за один день. 17 февраля 1869 года по старому стилю (1 марта), Дмитрий Иванович Менделеев, собираясь в дорогу, начертил набросок таблицы на обратной стороне неприметного письма, в котором его приглашали приехать и помочь производству. Ученый позже скажет, что тогда «невольно зародилась мысль о том, что между массой и химическими свойствами должна быть связь». Так, он написал на отдельных карточках названия всех известных элементов, их атомный вес и свойства, а потом расположил их по порядку. Поездку пришлось отложить - ученый с головой погрузился в работу, в результате которой был открыт периодический закон химических элементов. Стоит заметить, что в то время около 60 химических элементов было изучено, а свыше тридцати еще ожидали своего времени. В 1870 году Менделеев вычислил атомные массы элементов, которые в его таблице оставались «пустыми» неизученными местами. Так ученым было предсказано существование «экаалюминия» (галлий), «экабора» (скандий), «экасилиция» (германий) и других элементов.Но это, наверное, преувеличение. Менделеев годами думал о группировке элементов, а другие химики несколько раз рассматривали понятие связей между элементами в предыдущие десятилетия. Дмитрий Иванович Менделеев занимался также воздухоплаванием, метеорологией, кораблестроением, географией, экономикой, демографией.

Менделеев родился в городе Тобольске, в Сибири, в 1834 году (17-й ребенок в семье). Во время получения своего высшего образования в педагогическом институте в Санкт-Петербурге он чуть не умер от тяжелой болезни. После окончания он преподавал в средних школах (требование для получения стипендии в учебном институте), а во время преподавания математики и естественных наук он проводил исследования для получения степени магистра.

Затем он работал преподавателем и лектором, пока не получил стипендию для стажировки в самых известных университетских химических лабораториях Европы. По возвращению в Санкт-Петербург, он вернулся к исследованиям, получив докторскую степень в 1865 году, а затем становится профессором в Петербургском университете. Вскоре после этого Менделеев начал преподавать неорганическую химию. Готовясь освоить это новое (для него) поле, он не был впечатлен имеющимися учебниками. Поэтому он решил написать свой. Организация текста требовала упорядочения элементов, поэтому вопрос о том, как лучше их расположить, постоянно занимал его.

К началу 1869 года Менделеев добился достаточного прогресса, чтобы понять, что некоторые группы подобных элементов демонстрировали регулярное увеличение атомных весов; другие элементы с примерно одинаковыми атомными весами имеют общие свойства. Оказалось, что упорядочение элементов по их атомному весу было ключом к их классификации.

По собственным словам Менделеева, он структурировал свое мышление, записав каждый из 63 известных элементов в индивидуальной записной карточке. Затем, посредством своего рода игры в химический пасьянс, он нашел образец, который искал. Располагая карточки в вертикальных столбцах с атомными весами от низкого до более высокого, он размещал элементы с похожими свойствами в каждом горизонтальном ряду. 1 марта Менделеев включил таблицу в свой учебник, который скоро будет опубликован и подготовил доклад для представления российскому химическому обществу. Менделеев использовал свою таблицу, чтобы сделать смелые прогнозы о неоткрытых элементах. Готовя ее, Менделеев должен был оставить пустые места, чтобы заставить известные элементы правильно расположиться. В течение его жизни три из этих пустых мест были заполнены ранее неизвестными элементами галлия, скандия и германия. К 1890-м годам химики широко признали таблицу Менделеева как веху в химическом знании. В 1900 году будущий нобелевский лауреат по химии Уильям Рамсей назвал ее «величайшим обобщением, которое до сих пор было сделано в химии».

МВК имени И.С. Шемановского, выступило с инициативой о проведении Акции «Музейная таблица Менделеева», в которой участвуют все музеи Ямало-Ненецкого Автономного округа. В ходе жеребьёвки каждому музею выпало по два химических элемента, которые нужно представить в музейных экспонатах музея. Ханымейскому музею, досталось два химических элемента, калий и молибден. 24 апреля 2019 года сотрудники музея провели мероприятие на тему «Этот таинственный Калий».

Первая часть мероприятия было посвящена рассказу жизни Дмитрия Ивановича Менделеева.
Во второй части мероприятия дети познакомились с историей возникновения периодической таблицы Менделеева.
Третья часть мероприятия была посвящена химическому элементу калию. Ка́лий — элемент первой группы (по старой классификации — главной подгруппы первой группы), четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 19. Обозначается символом K (лат. Kalium). Простое вещество калий — мягкий щелочной металл серебристо-белого цвета. В природе калий встречается только в соединениях с другими элементами, например, в морской воде, а также во многих минералах. Очень быстро окисляется на воздухе и очень легко вступает в химические реакции, особенно с водой, образуя щёлочь. Во многих свойствах калий очень близок натрию, но с точки зрения биологической функции и использования клетками живых организмов они антагонистичны. Свойство обменивать углекислый газ на кислород используется в изолирующих противогазах и на подводных лодках. Предметом их фондов МБУК «ХИКМ» содержащий калий в фильтре является Противогаз ЕО -62 (ГП - 5).

В ходе мероприятия учащиеся 6 б класса МБОУ «СОШ № 1» продемонстрировали импровизированную сценку "Сватовство меди" (с присутствием калия).
Лаборант МБОУ "СОШ № 1" Быта Венера Фанусовна провела опыты: "Кровь без раны" с использованием роданида калия, "Фонтан", "Вода зажигает костер" с использованием небольшого количества смеси перманганата калия с серной кислотой, "Хамелеон" с раствором хромата калия.
В конце мероприятия была проведена викторина, дети с интересом отвечали на вопросы.
В заключение всех присутствующих угостили курагой, в 100 граммах которой содержится 1717 мг калия.



Вернуться назад